The consumption factor as the basis for the semiotic model of design project

The consumption factor as the basis for the semiotic model of design project

The consumption factor as the basis for the semiotic model of design project

The consumption factor as the basis for the semiotic model of design project

Спроектировано в рамках учебного курса МГХПА им. С.Г.Строганова
Silver A' Design Award 2014 в категории Futuristic Design
Dmitry Pogorelov
Industrial designer, brand designer
Design and art theorist

April 12, 2017
Based on the materials of the International Youth Scientific Forum "Lomonosov-2019" / Ed. by I.A. Aleshkovsky, A.V. Andriyanov, E.A. Antipov. [Electronic resource] - Moscow: MAKS Press, 2017.
ISBN 978-5-317-05504-2
Based on the materials of the International Youth Scientific Forum "Lomonosov-2019" / Ed. by I.A. Aleshkovsky, A.V. Andriyanov, E.A. Antipov. [Electronic resource] - Moscow: MAKS Press, 2017. ISBN 978-5-317-05504-2
Примечание. В статье изложены краткие тезисы озвученного на конференции материала, сформулированные в виде обзора различных исследований в области дизайна, семиотики и потребления.
Проблема потребления охватывает множество областей знаний, начиная с философских, социально-культурных аспектов, заканчивая рассмотрением этого феномена с позиций дизайна. Актуальность проблемы является важным признаком отсутствия интегрального подхода к её решению. Дизайн, которому имманентно присущ интегральный подход и потенциал к трансформации смыслов в материально-эстетические объекты, способен решить данную задачу. Продуктом деятельности дизайна является объект потребления, что наводит на прямой дискурс проблемы потребления в дизайне и выработку метода проектирования. Основная задача данного исследования — составление метода позволяющего структурировать проектный образ дизайн-продукта в контексте потребления.
Наиболее глубокий анализ роли дизайна провёл В.Л. Глазычев, рассмотрев ряд взглядов теоретиков и практиков дизайна 1930 – 60-х гг. Вывод, сделанный из деятельности дизайна, выделен из его социальной направленности и носит конкретно-исторический характер: «Дизайн – форма организованности художественно-проектной деятельности, производящая потребительскую ценность продуктов материального и духовного массового потребления» (Глазычев В.Л. Дизайн как он есть. Изд. 2-е, доп. – М.: Издательство «Европа», 2006. с. 183) [3]. Автор разбирает значение дизайна в системе потребления, рассматривает вещь не с точки зрения утилитарной функции, которая является лишь предпосылкой к многоразовому использованию, а с точки зрения дополнительных, культурно-символических значений. В исследовании проведён анализ смены стиля и антистиля, как результат работы бинарной системы элитарного и массового потребления, определяющих создание системы новых ценностей. Также затронута тема опредмечивания связи между определённым социально значимым образом и потребителем, что обуславливает структурную логику потребления.
Глубокий характер понимания работы системы потребления, как производства и потребления ценностей, даёт социолог и культуролог Ж. Бодрийяр. Он представляет потребление как систему знаков и закодированных в них ценностей, обуславливающих социально-статусную дифференциацию; как язык и кодекс общения между людьми. Из его книги «Общество потребления» можно сделать ряд заключений о функции знака, как добавочной стоимости к утилитарной функции, что коррелирует с проектированием объекта дизайна:
адаптация уникальных, особенных свойств, принципов работы или получения результата к простому и доступному массовому потребителю товар;
интеграция объекта в уже существующую систему статусных кодов, позволяя потребителю безошибочно считать транслируемую информацию с предлагаемого продукта, как необходимую для поддержания его статуса;
дифференциация посредством знаковой функции вещи, где язык дизайна говорит о принадлежности к той или иной социальной группе и сопутствующим ей ценностям;
персонализация, как механизм стирания несовершенств, созданных самой природой и трансформация их в понятный всем язык знака. «В персонализации существует эффект, подобный эффекту «натурализации», который встречается повсюду при воздействии на окружающую среду и который состоит в стремлении восстановить природу как символ, после того, как она уничтожена в действительности» (Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. – М.: Республика; Культурная революция, 2006, c. 120);
игра, как креативное решение поставленной задачи, идущее через комбинаторику социально-культурных средств и методов [2].
Обозначенное выше является основанием к утверждению Дж. Нельсона о дизайне как о средстве создания цивилизации «суперкомфорта»: «Мы – члены общества, которое, кажется, целиком отдалось погоне за тем, что лучше всего можно определить как «суперкомфорт»» (Nelson G. The problems of design / G. Nelson. – N.Y., 1957. p. 27) [7].
В.И. Ильин рассматривает потребление в качестве текста, который каждый из потребителей формирует из символов и знаков представленных в социо-культурном пространстве, как невербальную коммуникацию для интеграции в общество [4].
Вышесказанное выводит на проектирование дизайн-продукта как знака или знаковой системы в структурной логике текста, т.е. на семиотическую модель дизайн-проекта.
С точки зрения теории семиотики Р. Барта знак обладает прямым значением – денотатом – и сопутствующим – коннотативным. Центральным пунктом его исследований является возрастающая роль коннотативных значений, выполняющих функцию социальной дифференциации [1].
У. Эко раскрывает структуру знака на примере архитектуры, подвергая её семиотическому анализу, выявляет в качестве денотата утилитарную функцию и в качестве коннотаций – сопутствующие субкультурные коды. Согласно Эко, поскольку теория кодов может объяснить множество смыслов знаков, процесс создания смыслов [6].
Согласно Г.П. Щедровицкому, если рассматривать знак в системе знания, то он существует как объект в отношении сопоставления. Объект, введённый в некоторый контекст, представляет собой «предмет», выражающий определённые стороны объекта, определённое содержание [5]. Рассмотренные выше свойства знака позволяют утверждать, что коннотации являются именно тем содержанием, вторящее структурной логике потребления, которое следует изучать и интегрировать в разрабатываемый дизайн-проект.
* * *
Проведённое исследование показало, что структурная логика потребления является основой для семиотической модели дизайн-проекта, где денотат выступает в качестве утилитарной функции предмета, как предпосылки к многоразовому использованию, а дополнительные коннотативные значения являются кодами дифференциации между социальными группами и интеграции в группы со своим статусом. Более того, семиотика, в основе которой лежат структурно-лингвистические основания, является наиболее приемлемым методом анализа и синтеза модели дизайн-продукта в системе потребления, где главный принцип её работы – это знаковая коммуникация.
Источники и литература
1) Барт Р. Система Моды. Статьи по семиотике культуры. - М., 2003. - 512 с.
2) Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. / пер. с фр., пос- лесл. и примеч. Е. А. Самарской.— М.: Республика; Культурная рево­люция, 2006.– 269 с.
3) Глазычев В.Л. Дизайн как он есть. Изд. 2-е, доп. – М.: Издательство «Европа», 2006. – 320 с.
4) Ильин В.И. Поведение потребителей. – СПб.: Питер, 2003. – 232 с.
5) Щедровицкий Г.П. Избранные труды. – М.: Шк.Культ.Полит., 1995. – 800 с.
6) Эко У. Открытое произведение: Форма и неопределенность в современной поэтике – СПб.: Академический проект, 2004. – 384 с.
7) Nelson G. The problems of design / G. Nelson. – N.Y., 1957. – 165 с.